1. Мировоззрение, структура и функции.
Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
a) Познавательный  (цельные знания).
b) Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
I. Жизненно-практический.
II. Теоретический.
2.  Исторические типы мировоззрения.
1. Мифологическое.
Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.
Мифологический мир включает два аспекта:
• Де хронический (рассказ о прошлом).
• Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.
2. Религиозное.
Религия возникла  на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.
Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).
Особенности религиозного мировоззрения:
Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).
Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.
3. Философское.
Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания).
Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.
У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.
В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.
3. Эволюция взглядов на предмет философии.
Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.
• Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.
Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.
• Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то, философ должен знать себя, познающего это что-то).
• Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.
• Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир  человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется  готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.
Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.
Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.
1) Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.
2) Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.
3) Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.
4) Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.
К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.
4. Структура и функции философского знания.
Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность. Функции философии многоаспектны. Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии. Но их можно охарактеризовать и более обобщенно. Соответственно строению целостной, но внутренне дифференцированной философской теории могут быть выделены ее главные функции – онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксеологическая.
Онтологическую функцию философия выполняет тем, что она как системно-рационализованное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии, природной и социальной действительности, человеке и его предметной деятельности.
Гносеологическая функция философии заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления.
Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения человека в мире культуры.
Праксеологическая функция философии проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.
В большей или меньшей мере эти функции с разным их акцентированием и содержанием выполняют все философские учения.
5. Древнеиндийская философия.
Древнеиндийская цивилизация – одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии поникли арийские племена. В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды:
1. Ригведа          
2. Самаведа          Малые
3. Яджурведа        Веды
4. Атхарваведа  
1. Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.
4. Атхарваведа–собрание заклинаний для магической практики.
Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты:
a) Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов).
b) Араньяки (тексты для отшельников).
c) Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии).
1–4 и a)–c)–все это были Большие Веды. Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:
Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания); Кшатрии (сословие воинов); Вайшьи (каста земледельцев); Шудры (каста неприкасаемых–простые люди).
К 6 в. до н.э. в Индии происходит кризис брахманизма–недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы–Даршаны:
1. Ньяя (основоположник–Готама).
2. Вайшешика (основоположник–Канада).
3. Санхья (Капила).
4. Йога (Патанджаль).
5. Веданта Бедараян).
6. Миманса (основоположник–Шанкара).
Все эти системы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы:
7. Джайнизм.
8. Буддизм.
9. Локаята.
Наиболее важными школами были Санхья и Веданта. Санхья–дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерывном движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша (дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун:
a) Саттва (состояние умиротворенности);
b) Раджас (состояние активности);
c) Тамас (состояние пассивности).
С позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации). Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Майя–иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана. Сансара–круговорот перерождений; человек, умирая, сбрасывает оболочку и душа его продолжает жить в другом облике. Карма–деяния, плоды деяний.
Основоположником следующей системы Джайнизма – был Махавира, который жил в 4 веке до н.э. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория Джайнизма - Джива – индивидуальная психика. Акаша – пространство, которое включает Локо (мир) и Алоко (вакуум). Единица измерения – Адаша (атом пространства и атом времени ). Все состоит из этих единиц. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью Ахимсы (не причинение вреда ничему живому), с помощью совершения добрых дел.
Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сидхардха Гасутама Шанея – Муии (623- 544 г. до н.э.). Он был выходцем из Царекогорода (Отшельники из племени Шанья). Он долго ищет истину, живет аскетом. В основе буддизма лежат 4 благородные истины:
1. Жизнь есть страданье.
2. Есть причины страданий.
3. Есть путь избавления от страданий.
4. Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ).
Средний путь будды – отвержение крайнего аскетизма, ритуалов и т.д. Страдание порождается привязанностью к существованию. Важнейшее представление о реальности : Шунья – пустотность реальности , отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Страдания – это проявление состояния бытия, а освобождение это не проявление. Страдания – результат непрерывных колебаний, возникновения и уничтожения тхармы. Тхарма – первичная единица реальности (психо-физические вспышки энергии), вспышки жизненной энергии. Различаются обусловленные и не обусловленные кармой тхармы. Высшей целью человеческого существования является достижение нирваны (состояния полной удовлетворенности, самодостаточности, полной гармонии бытия, отрешенность от внешнего мира, сосредоточенность на самом себе). Нирвана в дальнейшем понимается как абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достич разумом. Изречения Будды собраны в книге «Тхаморике». Мысль Будды: «Чтобы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложь же как мысль может сделать еще худшее». Во 2 веке до н.э. при Омоне буддизм стал доминирующей идеалогией Индии, к 3-9 вв. н.э. он был почти вытеснен из Индии. В буддизме состояние нирваны достигается на основе буддистской йоги – Дхьяны.
6. Философия Древнего Китая.
Древнекитайская цивилизация – одна из древнейших на планете. В 6 в. до н. э. Там возникла философия. Для китайской философии характерно единство противоположностей:
Ян  - мужское, активное начало. Небо, день, свет, тепло.
Инь – женское, пассивное начало. Земля, ночь, тьма, холод.
Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: Вода, Огонь, Земля, Металл, Дерево.
Высокого уровня достигает материальное производство. Классизация общества, конфликты в обществе–именно эти факторы стали основой для развития философии в Китае. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.
В этот период возникло 6 основных философских школ:
1. Даосизм (Лао Цзы)
2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))
3. Моизм (Мо Цзы)
На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши дзин» и книга перемен «И дзи», где мы находим первые в истории культуры символические изображения разных явлений в двухзначной форме, т. в. форме графических символов:
сила ян:–—
сила инь: – –
1. Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзын. Важнейшая категория этой философии–Дао.
Дао–это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Дао бесконечно, едино, неизвестно, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно, абсолютно.
Познание Дао – это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Дао пребывает в недеянии, но нет ничего, чтобы оно не делало–это важнейший принцип даосизма. Сторонники даосизма призывают человека к недеянию. Человек в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внутренней природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней. Нельзя ставить себя впереди явлений, но и нельзя ставить себя сзади них.
Основные принципы даосизма – натуральность и естественность. Социум – это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма – патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.
2. Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.
Государство – это одна большая семья, в которой правитель – это заботливый отец семейства, а подданные – его дети. Главная категория конфуцианства – принцип Жень (человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Человек руководствуется принципами долга. Особенности конфуцианства – культ учебы и науки. Важнейшая категория конфуцианской философии – учение о благородном и низком человеке.
Главный источник данной философии – книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория учения – принцип Ли (ритуал) – бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя – человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.
7. Досократический этап в развитии древнегреческой философии.
Возникла в 6 в. до н.э. и была до 6 в. н.э. Основные периоды:
1. Досократики (натурфилософия 6-5 вв. до н.э.)
2. Классический период (5-4 вв. до н.э.), Сократ, Платон, Аристотель.
3. Эллинистический – римский период (4-5 в. до н.э.)
Предфилософия. Идеологических основ для свободного мышления не было. Впервые античная философия возникла в ионии (средиземноморье). Досократики (Демокрит, Анаксогор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность.
     Харка – античная философия – космоцентризм.
В центре внимания досократиков проблемы природы (физис).
Природа – это единая первооснова всех окружающих нас вещей. Все вещи должны иметь единый корень, исток.
Фалес понимал первоначало как воду: жизнь зарождается во влажной среде, высыхание семян приводит к их гибели. Ученик Фалеса – Анаксимер, считал, что первоначало всего – апейрон – неопределенное первоначало: воздух. Героклит считал, что:
1. Первоначало есть огонь
2. Реальность – непрерывный процесс становления (реальность похожа на реку, в которую нельзя ступить дважды)
3. Противоречие – источник изменения и превращения вещей (борьба противоположностей создает все вокруг).
4. Логос – это мировой разум и космический закон, в соответствии с которым происходят изменения вещей.
«Признак мудрости – согласится, не мне, но логосу внемле, что все едино » (Героклит).
Философия Пифагора
Пифагор считал, что первоначало всего - это число (все пронизано колличественным отношением). Числа: совершенные (нечетные) и несовершенные (четные). У Пифагора космос – порядок, гармоничная система явлений.
Философия Элеат.
Представители школы – например Зенон, считали, что существует только бытие, небытия вовсе нет. Бытие – это мысль, мышление: «Одно и тоже есть мысль, и то, о чем мысль, существует, ибо без бытия, в котором ее выражение, мысли тебе не найти ».
Бытие не подчиняется смерти, цельное все, без конца, ему не разыщешь начала, оно неизменно и неподвижно. Для элеатов характерно сферомышление (неизменность, постоянство мышления). Это мышление противоречило органам чувств. Зенон (ученик, последователь этого учения) сформулировал Апории – логические парадоксы:
1. Дихотомия (деление пополам: чтобы пройти путь, надо пройти его половину; чтобы пройти половину, надо пройти половину половины и т.д. поэтому движение немыслимо)
2. Парадокс движения ( Ахилес и черепаха: Ахилес не сможет никогда догнать черепаху т.к. она тоже движется  ).
Чувственно воспринимаемый мир - это не подлинная реальность.
8.  Философия Атомистов.
Демокрит попытался разрешить противоречия между видимой и скрытой реальностью. Демокрит считал, что бытие – это атомы (неделимые), которые вечны, неизменны, находятся в постоянном движении. Существует пустота (небытие). Ощущение дает не ложные знания. Есть темное познание (с помощью органов чувств) и светлое познание (с помощью разума, мысли). Доказательство атомистической теории: если атомов нет то зернышко можно делить до бесконечности, следовательно зернышко можно приравнять к горе.
Эпикур – материалист, возрождает идеи Демокриты (идеи атомистов).
Задачи философии – практическая потребность, искусство правильной жизни. Развивает философию… Нужно находить равновесие в самом себе. Политическая жизнь мешает этому. Человек должен достичь счастья. Цель философии – освободить человека от страха. Особенно от страха смерти. Вносит изменения в демократическую доктрину. Человек может самостоятельно достичь равновесия и покоя.
9. Софисты и Сократ.
  Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до н.э.), который был выходцем из Афин. Внешняя угроза (персы) потребовала консолидации ресурсов и сил греков.
Его ученик, Платон, писал свои труды в форме диалога со своим учителем Сократом. Именно в такой форме до нас и дошла философия Сократа: философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека. Сущность человека – это его бессмертная душа, о которой человек должен заботиться прежде всего. Для человека важно знать, что такое добро и зло, тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме» - это один из важнейших тезисов Сократа.
Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический метод: общение с людьми проходило в форме наводящих вопросов. Метод сократической иронии: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ был осужден на смерть и умер, выпив чашку с ядом.
10. Крупнейшим достижением античной философии была деятельность Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Он происходил из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея благо (доброта и т.д.)
Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей:
1. Разумная.
2. Волевая (стремление человека к славе и т.д.).
3. Чувственная.
Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя конями, где гончий это разум, один конь – волевое начало (подчиняется разуму), другой конь – чувственное начало (тянет «вниз»). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий: Мудрецы, Воины (доминирует волевое начало), Земледельцы (чувственное начало преобладает).         
11.   Аристотель – ученик Платона. 335 г. до н.э. организовал свою школу – лигей (трепатическая школа). Был знаком с отцом А. Македонского. Аристотель – универсальный гений античного мира. Огромный вклад внес в развитие античной логики. “Органон” – сбор логических трактатов. Интересовался физикой, этикой, соц. философской этикой и др. Занимался метафизикой. Обозначает и определяет философию в качестве первой науки. Только во II в. до н.э. его сочинения были обнародованы. Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности.
Аристотель – философ – аналитик. Философия Аристотеля показывает колебания между материализмом и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том, что существует мир идей, независимый от вещей. Идеи не могут существовать без вещей, они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала:
1) Материя.
2) Форма.
3) Действие.
4) Цель (конечная причина).
Соотношение м/у материей и формой очень сложное: материя – то из чего состоят вещи, форма – проект вещи.
Понятие “бытие” неоднозначно. Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия. Выделяет 10 категорий: главная категория сущности, качества, количества, отношения, действия, страд., места, времени.
Бытие как, акт и потенция. Актуальное бытие – реализовано в реальности. Потенциальное бытие – реализовано в будущем. Актуальное бытие имеет больший приоритет. Бытие – истина. Принадлежит собственному интеллекту. Бытие в собственном точном значении – субстанция или сущность, под которыми понимает материю или форму, их синтез.       
Форма – алгоритм организации вещей - начало активное, материи – инертное (пассивное) начало. Форма имеет аналог с понятием “энергия”. Аристотель имеет учение о существовании сверхчувственной идеи. Где он говорит о чистом мышлении самого себя.
Бог - чистая форма, актуальность никак не связанная с вещами. Бог- начало, соединяющее материю и форму, явл. перводвигателем. Все вещи движутся от источника движения. Этот источник м/б найден в бесконечности, где находится сама форма. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.
• изменение в качестве
• изменение по месту
• изменение в кол-ве
• изменение в субстанции
Наряду с богом существует еще 55 субстанций. Душа – форма тела. Различает 3 формы:
• вегетативная
• чувствующая
• разумная
Человек – существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса. Цель жизни – достижение счастья через соблюдение инертности. Высшая форма деятельности – научно–политическая теория. Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества. Рациональная форма политической жизни – создание полиса. Разделяет следующие формы правления:
Правильные:    Неправильные:
монархия    тирания
аристократия    олигархия
полития    демократия
12.  Философия эпохи эллинизма (римский) период.
Эллины – греки, Эллинизм связан с походами Александра Македонского. Создание универсальной,  божественной монархии: все равны в правах и классах – идея А. Македонского. После разрушения полисной системы эта идея укоренилась. Меняется общий духовный климат социальной жизни общества, возрастает скептический взгляд на жизнь. 147 год до н.э. – Греция попадает под влияние Рима, следовательно, греко-римский период – конец эллинизма. В Александрии возникают новые философские школы. Продолжали существовать и школы Платона и Аристотеля.
Новые школы:
• школа Эпикура (341-279 г.г. до н.э.)
• школа стоицизма
• школа скептизма
• школа неоплатонизма
Эпикур – материалист, возрождает идеи Демокриты (идеи атомистов).
Задачи философии – практическая потребность, искусство правильной жизни. Развивает философию… Нужно находить равновесие в самом себе. Политическая жизнь мешает этому. Человек должен достичь счастья. Цель философии – освободить человека от страха. Особенно от страха смерти. Вносит изменения в демократическую доктрину. Человек может самостоятельно достичь равновесия и покоя.
Стоицизм. Делает акцент на практическое познание. Учение о бытии подчиняется познанию. Человек ставит на первое место твердость духа, практическое отношение к реальности.
Космос – огонь, мир – космический огонь. Огонь – “логос”, мир – живой организм, пронизанный огнем. Все окружающее нас в мире телесно. Космический пожар очищает мир: идет повторение прежних норм реальности.
Материя – разум, активное начало. Форма -  неразрывное, пассивное начало.
Пантеизм – бог во всех вещах. Идея судьбы начала развиваться; ничего нельзя изменить в мире, но можно изменить свое отношение к миру. Мировое целое – вечно и абсолютно.
Идеал апатии, невозмутимости, вечности духа. Люди – граждане космоса. Все в мире упорядочено. Нужно уметь видеть гармонию. Следовать идеалу – следовать бесстрастию природы. Все люди равны в социуме. Уравниваются рабы, варвары. Представители социума: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Наше неблагополучие от нашего неправильного восприятия. Все усилия нужно направлять на понимание и любовь к космосу. Человек должен готовить себя к смерти. Он должен постоянно заниматься философией, чтобы не бояться смерти.
Скептицизм. Основоположник Пирон. Усиление мотивов субъективизма, индивидуализма. Пирон считал, что истинного знания о реальности человек получить не может, поэтому не следует делать никаких утверждений, что приведет к гармонии жизни.  Наши волнения связаны с тем, что мы взяли на себя ответственность  утверждать, делать утверждение о реальности.
13. Основные этапы и проблемы философии средневековья (II – III вв. н.э. – XV в). А. Блаженный.
Периодизация:
1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.
а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.
б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.
в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.
Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.
2) Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский.
а) Ранняя схоластика (IX – XI в).
б) Зрелая схоластика (XI – XII в).
в) Поздняя схоластика (XII – XIII в).
Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274).
Особенности средневековой философии.
В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи.
1. Идея монотеизма (учение о едином Боге);
2. Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник);
3. Мир понимается как результат творения из ничего – креоционизм;
4. Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру);
5. Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании);
6. Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух);
7. Идея первородного греха;
8. Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли;
9. Идея спасения;
10. Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;
11. Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог;
12. Провиденциолизм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога;
13. Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели;
14. Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу;
15. Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия:
а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка;
б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру.
Философия  Августина (354 – 430гг.)
Его избирают епископом. Окончательно «формирует» средневековую философию в целостную доктрину. Его сочинение-исповедь «О граде божием». В центре внимания – проблема бога, вопрос о природе бога, ответ критикам христианства «Что же делал Бог до сотворения мира?» проблема времени и соотношение времени и вечности. Вывод: время есть св-во нашего сознания.
Проблема соотношения разума и веры, религии и Ф. Августин придает большое значение Ф. и разума. Вера явл. важнейшим предметом стремлений чел-ка. Но Августин не отвергает и разум. Открыл проблему динамики личности. Внутр. мир чел-ка – арена борьбы противоположностей, разнонаправленных стремлений.
Августин – один из авторов концепции предопределения (поиск путей спасения человека).
Влияние Августина в философии было определяющим на протяжении долгого времени (до 18в., до схоластики). Постепенно нарастает убеждение в силе человеческого разума. Основная проблема – спор о природе универсалий (общих понятий). Две позиции: реализм и номинализм.
14. Фома Аквинский предложил решение: универсалии существуют трояко: до вещей (как предвечные мысли бога, в соответствии с которыми он творил мир), в вещах (как субстанционная форма вещей), после вещей (как понятия человеческого разума).
15. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
Это был период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Это был период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры и абсолютизация этого наследия. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период (греческая культура времен Перикла), когда человек существовал как цельное духовное существо. Идеологи Ренесанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Понтеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Эта эпоха отвергает аскетизм (отказ от чувственной ориентации). 
Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Для эпохи Возрождения характерно убеждение в безграничных возможностях человека. Эта эпоха свои самые высокие достижения демонстрирует в художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Основная тенденция эпохи – гуманизм. В науке тоже были сделаны выдающиеся открытия (Коперник). Великие философы эпохи – Джордано Бруно (1548-1600),  Н.Кузанский (1401-1464).